В настоящее время конфликты на работе, к сожалению, стали частыми гостями в коллективе. В этой статье поговорим о типах и последствиях конфликтов на работе.
Кто из вас, уважаемые читатели, может похвастать бесконфликтной обстановкой в своем рабочем коллективе. Наверное, таких людей мало. Оказывается, конфликты на работе – нормальное явление. И это объяснимо. Так как люди треть свей жизни проводят на работе, а кто-то и того больше. А бесконфликтно существовать люди по своей природе не могут, если уж конфликты в семье – не редкость, что тогда говорить о работе, где люди друг другу абсолютно чужие. Рабочий конфликт — это хорошо или плохо? Нет однозначного ответа на данный вопрос, так как одни в ходе конфликта достигают поставленной цели, а другие оказываются невольными участниками «военных действий». Но и в том и в другом случае полезно знать о причинах и последствиях возникновения конфликтов, чтобы выйти из них достойно и не погубить свою нервную систему.
Причин для конфликтных ситуаций огромное количество. Самыми распространенными являются следующие: различия в целях, разный возраст и уровень образования, неверное распределение власти, разный вклад в общее дело, различия в манере поведения, тяжелая морально-психологическая атмосфера в коллективе, грубость и примитивное хамство, нарушение трудового законодательства, плохая дисциплина, несбывшиеся ожидания…
Типы рабочих конфликтов и их последствия
1) Конфликт внутри личности.
Описание: данный тип конфликта возникает, когда производственные требования противоположны потребностям и ценностям работника. Например, это характерно для руководителей, не обладающих ярко выраженными лидерскими качествами, но которые вынуждены этим заниматься, и, наоборот, когда способный к руководству подчиненный находится на вторых ролях.
2) Конфликт межличностный.
Описание: этот тип конфликтов возникает, как правило, из-за внутриличностного конфликта. Здесь сталкиваются люди с различными интересами, происходит борьба за власть или финансовые ресурсы. Приведу пример из жизни, я была свидетелем конфликта, который возник из-за грязной ложки. Понятно, что ложка – это повод для конфликта, а причина в личной неприязни. Этот конфликт закончился увольнением. Мало приятного.
3) Конфликт между личностью и группой.
Описание: возникает, когда один из сотрудников пытается выделиться из общей массы и проявляет чрезмерный индивидуализм. К примеру, новый руководитель пытается «подмять» всех под себя, не учитывает индивидуальных различий участников группы. Группа также может быть враждебно настроена к руководителю, либо одному из коллег. Есть также индивиды из рядовых сотрудников, которые идут против коллектива. Они могут отказываться от мероприятий, сказывающихся на показателях всей группы или, наоборот, проявлять чрезмерное усердие.
4) Конфликты между группами.
Описание: происходит столкновение разных отделов с разными целями в условиях ограниченных ресурсов.Пример из моей жизни: в моей организации отдел снабжения постоянно конфликтует со сбытом (ресторанный бизнес). Есть распоряжения: для отдела снабжения — минимизировать затраты, а для сбыта — получать максимальную прибыль. Снабжение составляет нормы поставок, которые позволяет ему выполнить свою задачу, а для сбыта эти нормы малы, чтобы исполнить свое распоряжение. Нетрудно догадаться, что атмосфера в организации недружелюбная.
Последствия конфликтов.
Как и у любого события тут тоже два исхода: положительный и негативный.
При положительном исходе находится решение проблемы, которое устраивает обе стороны, эмоциональная атмосфера становится благоприятной, как говорится, «в споре рождается истина».
При негативном исходе конфликта растет личная неприязнь, личная победа становится приоритетом, а решение проблемы отодвигается на второй план.
Постоянные рабочие конфликты приводят к текучке кадров в организации.
Конфликтующим ранее сторонам приходится искать новую работу. Как сменить работу, читайте здесь.
Как избежать конфликтов на работе
- Главный совет: никогда не повышать самим голос на оппонента и не позволять делать это в ваш адрес. «Я не буду разговаривать с вами в подобном тоне» — так я отвечаю, когда на меня повышают голос. Если человек адекватный и воспитанный, он снизит тон.
- Во-вторых, научитесь улыбаться, улыбка показывает отношение к собеседнику и отражает ваше настроение.
- Для общения с сотрудниками выбирайте доброжелательную линию поведения: не обсуждайте начальство, не сплетничайте, не злословьте. Будьте выше остальных.
- Нельзя заискивать и набиваться в друзья начальству. Даже если у вас уже сложились приятельские отношения, оставайтесь друзьями вне работы. Это позволит избежать лишних сплетен за вашей спиной.
- К начальству относитесь как к обычным людям со своими странностями, привычками и слабостями. Нервную систему сильнее всего угнетает страх что-то сделать неправильно. Так что не бойтесь совершать ошибки.
Вот, что говорит по нашей теме психотерапевт Александр Макаров.
Как вы, уважаемые читатели, выходите из конфликтных ситуаций? Пишите в комментариях