В обществе уже давно сложилось мнение о том, как должны вести себя мужчина и женщина. В этой статье я расскажу о гендерных стереотипах. Гендерные стереотипы – это укоренившиеся в обществе убеждения о том, какими чертами характера отличается женщина от мужчины.
Гендерные стереотипы длительное время подвергались исследованиям со стороны психологов. Так сложились самые распространенные стереотипные суждения:
Мужчины – размеренные личности, которые нацелены на результат. Мужчины более рациональны, чем женщины.
Женщины – чувственные личности, отличающиеся эмоциональной экспрессивностью.
Женскими чертами считаются покорность, терпеливость, преданность. Мужчине же дают право распоряжаться женщиной, то есть вся власть принадлежит мужчинам. В своих поступках мужчина опирается на логику, в то время как женщина – на интуицию.
Гендерные стереотипы упрощают реальную жизнь, но в сознании общества они прочно закреплены и изменяются медленнее, чем хотелось бы.
Из-за сложившихся стереотипов женщин в обществе ценят гораздо меньше, чем мужчин.
Какие же функции выполняют гендерные стереотипы в обществе?
Во-первых, поддерживается гендерная иерархия. То есть, всем привычнее думать, что женщина — слабое существо, и ее нужно защищать и оберегать. Женщине отводится роль хорошей матери и жены, в то время как мужчина — добытчик, именно он должен обеспечивать семью всем необходимым для нормальной жизни. Таким образом, в обществе поддерживается стабильность.
Во-вторых, люди используют гендерные схемы в процессе познания. Так индивиды, принадлежащие к одному полу, воспринимаются похожими друг на друга во всех сферах жизнедеятельности.
В-третьих, именно гендерные стереотипы служат своего рода регуляторами общественного поведения на бессознательном уровне.
В настоящее время женоненавистничество вымирает, но предвзятое мнение о женщинах остается. Примером этого служат низкие заработные платы женщин в мужском коллективе, женщине труднее подняться по служебной лестнице. Да и женщину за рулем собственного автомобиля воспринимают как «обезьяну с гранатой».
К тому же гендерные стереотипы пропагандируются в средствах массовой информации. Хорошо это проявляется в рекламе. Женщина в рекламе – часть домашнего интерьера. Удел женщины — кухня, где она готовит, убирает и снова готовит. Мужчина же выставляется сексуальным охотником. Гендерные стереотипы находят свое проявление и в изданиях для женщин, в которых ее учат быть привлекательной, соблазнительной, способной удовлетворить все желания мужчин.
Также важно сказать, что в последнее время ситуация начала меняться. Все чаще появляются статьи и сюжеты об успешных женщинах, которые смогли пробиться в бизнесе и при этом остаться хорошими женами и матерями.
Таким образом, для многих гендерные стереотипы – это естественный образ жизни. Такое восприятие мира оказывает существенное влияние на отношения между мужчиной и женщиной, распределение прав и обязанностей, что конечно влияет на социальное равенство во всех сферах жизни. Многие и сейчас поддерживают стереотипы мужчин, а это означает, что мужчины против гендерного равенства.
Существует ли в России равенство полов? Этот вопрос волнует многих. Посмотрите видео, посвященное этому вопросу.
А что вы об этом думаете?
Права не ущемлены — ущемлять некому. Права Тэтчер. Все женщины делают, мужики (в большинстве своем) только языками брякают.