Что нужно делать, чтобы ваша информация была убедительной? Что нужно знать, чтобы не стать жертвой манипуляции убеждающего вас человека? Для ответа на эти вопросы нужно знать, что делает убеждение эффективным.
Убеждение – вездесущее явление, оно проникает во все сферы нашей жизни. Его нельзя назвать добром или злом, так как к негативным или положительным моментам приведет убеждение зависти от цели, поставленной убеждающим. Убеждение, которое приводит к плохим последствиям, называют «пропагандой», а убеждение, приводящее к положительному исходу события – «просвещением». Человечество без убеждения не имело бы своего мнения.
На эффективность убеждения оказывают действие следующие его составляющие: «коммуникатор», сообщение, способ передачи сообщения, аудитория. Социологи провели ряд исследований касательно каждого составляющего убеждения. Вот что они получили.
«Коммуникатор». Чтобы заслужить доверие, коммуникатору нужно: 1) стать специалистом в этой теме; 2) говорить быстро и уверенно; 3) смотреть в глаза собеседника. Также заслуживает доверия коммуникатор, обладающий привлекательной внешностью. Данное правило действует, если речь затрагивает проблемы, касающиеся вкусов и личных ценностей слушателей.
Сообщение. Большая убедительность у сообщений, ассоциирующихся с позитивными эмоциями. Если в момент убеждения слушатель прибывал в хорошем настроении, то это ведет к эффективности убеждения. Также для некоторых слушателей будут эффективны сообщения, которые вселяют страх, так как они выразительны и быстро запоминаются. Из двух точек зрения эффективнее будет та, которая произносилась раньше, то есть в игру вступает эффект первичности. Если же между высказыванием двух противоположных мнений проходит некоторое время, а решение должно приняться после второго мнения, то проявится эффект новизны. То есть вторая точка зрения покажется более убедительной.
Способ передачи сообщения. На слушателей большее влияние оказывают контакты с людьми. Средства массовой информации эффективны в решении непринципиальных вопросов.
Аудитория. Многочисленные социологические эксперименты говорят о том, что молодежь легче убедить, так как их жизненные установки менее стабильны.
Также существуют правила убеждения, которые чаще всего используются в общественных отношениях.
Правила убеждения
- Взаимность. Люди отвечают взаимностью тем, кто первыми оказывают им неожиданную и приятную услугу.
- Редкость. Принцип заключается в рассказе людям о возможностях, которые они потеряют, если не воспользуются вашим предложением.
- Авторитет. Важно донести до людей, что ваш опыт и знания заслуживают доверия.
- Симпатия. Это правило основывается на следующих моментах:
— людям нравятся те, кто похож на них самих;
— люди относимся с симпатией к тем, кто их хвалит;
— люди любят тех, с кем делают одно общее дело.
- Последовательность. Для последовательности в поведении людей им предлагается сначала небольшое дело. После его выполнения люди готовы получить предложение сделать что-то большее по аналогии с предыдущим.
- Согласие. Данное правило акцентируется на том, как ведет себя большинство.
Итак, убеждение делают эффективным его составляющие, а именно: кто говорит, что, как и кому.