Рассматривая различные социальные группы взаимодействия индивида с окружающим миром, ученые выделяют первичную и вторичную социализацию. Исходя из этого, необходимо подробно поговорить об агентах первичной и вторичной социализации.
К агентам первичной социализации относится окружение, находящееся в непосредственной близости. Это родители, братья и сестры, тети, дяди, остальные родственники, воспитатели, учителя. Агенты вторичной социализации – представители государства, полиции, администрации школы, средств массовой информации, вуза, церкви. Отличие агентов первичной социализации от агентов вторичной социализации состоит во взаимозаменяемости функций первых. Агенты вторичной социализации выполняют узкоспециализированные функции.
Агенты первичной и вторичной социализации составляют первичную и вторичную среду личности соответственно.
Общественной нормой является нахождение ребенка с первых дней жизни в семье. В первые месяцы жизни для ребенка особо важным является общение с матерью, но затем на него оказывают влияние остальные члены семьи.
Особенности образа жизни семьи влияют на формирование будущей личности. Отмечается значимость помощи взрослых детям, не способных решить некоторые проблемы самостоятельно. Эта помощь происходит в пяти направлениях.
- Компенсаторно-развивающее. Иногда дети боятся делать вещи, необходимые для жизненного опыта, несмотря на то, что сверстники это давно уже делают: катаются на аттракционах, ездят самостоятельно в общественном транспорте и т.п. В этой ситуации разным детям нужна различная помощь. Одному ребенку нужна эмоциональная поддержка, а другому нужно помочь побороть страхи.
- Помощь в изменении границ детской территории. Расширение этих границ идет благодаря росту числа общественных мест совместного пребывания ребенка и взрослого.
- Помощь в открытии мира природы. Нужно побывать с ребенком в различных природных местах: на море, в горах, в лесу, на лугу, на берегу реки…
- Помощь в понимании ребенком понятия родины.
- Помощь в раскрытии духовно-нравственных отношений с окружающей средой.
Учителя как агенты первичной социализации выполняют следующие функции.
— Информационная. Благодаря различным методическим инструментариям обеспечивают оптимальную передачу знаний учащимся.
— Мобилизационная. Активируют познавательную деятельность учеников, приводящую к полезному труду.
— Развивающая. Развивают способности учеников с учетом индивидуальных психологических характеристик.
— Ориентационная. Формируют у учащихся одобряемые социумом мировоззренческие принципы.
Одноклассники и сверстники школьника также являются агентами социализации. Общение с большим количеством детей помогает получать навыки социального взаимодействия.
Средства массовой информации как агенты вторичной социализации оказывают воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых. Они воспринимают окружающий мир через призму телевидения. Дети видят, как выполняются социальные роли людьми разных профессий и как на это влияет их социальный статус.
Итак, агенты социализации – это проводники культуры общества.